Налоговым органом принято решение от 26.07.2018 № 14-21-1/10 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, которым обществу доначислены к уплате налог на добавленную стоимость в размере 11 988 419 руб., налог на прибыль в размере 4 264 407 рублей, соответствующие суммы пеней, штраф, в размере 1 943 140 рублей.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа об участии общества в формальном документообороте с контрагентами: обществами с ограниченной ответственностью "Термико", "Техносфера", "Вивард", закрытыми акционерными обществами "Фокинская компания", "КВИНТ" в отсутствие реальных хозяйственных отношений с данными контрагентами, в целях получения необоснованной налоговой выгоды в виде незаконного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, а также минимизации подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль путем искусственного завышения расходной части налогооблагаемой базы по взаимоотношениям с закрытыми акционерными обществами "Фокинская компания", "КВИНТ".
Суды отметили, что представленные обществом документы не отвечают установленным требованиям, содержат противоречивые, недостоверные сведения и не подтверждают реальности хозяйственных операций с участием спорных контрагентов.
Акты о приемке товара, товаросопроводительные документы по требованию инспекции обществом н6е представлялись.
Суды нижестоящих инстанций в обосновании своих выводов сослались на достаточно известные критерии, свидетельствующие об отсутствии должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагентов:
- контрагенты фактически не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность;
- у контрагентов отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической и предпринимательской деятельности в силу отсутствуя основных средств, транспортных средств, необходимого персонала;
- характер движения денежных средств по расчетным счетам организаций носит транзитный характер без намерения ведения реальной хозяйственной деятельности и направлен на вывод денежных средств из налогооблагаемого оборота финансово-хозяйственной деятельности.
Вышеуказанные критерии сформированы ФНС в приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ а также письмах от 23 марта 2017 г. N ЕД-5-9/547@, от 12.05.2017 N АС-4-2/8872 "Ответ на обращение"
Таким образом деятельность контрагентов сводилась к созданию формального документооборота с целью получения обществом необоснованной налоговой выгоды посредством неправомерного применения налоговых вычетов.
Верховный Суд РФ в отказном своем определении № 308-ЭС20-3059 перечисляя выводы нижестоящих судов, указал на отсутствие доказательств того, что выбор контрагентов налогоплательщик сделал с учетом их деловой репутации, платежеспособности, возможностей исполнения обязательств без риска, наличия у контрагентов необходимых ресурсов, положительной налоговой истории и прочих сведений, характеризующих их как хозяйствующих субъектов, легально осуществляющих хозяйственную деятельность.
В связи с вышеизложенным подходом судов предпринимателям стоит обратить особое на формирование уже на первоначальном этапе соответствующих доказательств, которые в последствии лягут в основу возражений на претензии налогового органа.
Конечно, не под всех контрагентов стоит готовить соответствующую базу доказательств проявления должной осмотрительности, в противном случае данный процесс может просто парализовать деятельность общества и свести ее к бесконечной бумажной рутине.
Выбор в пользу формирования доказательственной базы добросовестности должен быть продиктован экономической целесообразностью, налоговыми рисками и соответствующими возможными денежными потерями, которые могут возникнуть при внимании налогового органа к сделке с тем или иным контрагентом.
Совершенно очевидно, что в нынешней действительности формальное получение копий правоустанавливающих документов контрагента, документов участников, единоличного исполнительного органа абсолютно недостаточно. Избежать в таком случае негативных последствий при налоговой проверке практически невозможно.
Например в письме ФНС от 23 марта 2017 г. N ЕД-5-9/547@ указывается на необходимость запрашивать у налогоплательщика документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента; источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента); результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов; документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.); деловую переписку.
То есть, должен формироваться целый пакет доказательств (документов), свидетельствующих о совершении тех или иных действий обществом по проверке репутации контрагента и их фиксировании в соответствующих документах. Это должна быть системная серьезная работа построенная на алгоритмах действий работников общества по формированию соответствующих документов.
В противном случае неизбежно доначислений соответствующих налогов, начислении штрафов и пеней, а при таких условиях ведение бизнеса становится просто на грань выживания.
Руководителям предприятий стоит почаще обращаться к данным письмам и приказу ФНС, чтобы, не переставать ощущать реальность налоговой ответственности.